МОгучИЙ МАЛЫШ!

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Приветствуем! Мы продолжаем делиться опытом и лайфхаками современного воспитания детей. Сегодня мы поговорим о самостоятельности ребенка и о том, с какого возраста ее следует воспитывать.
Каждый год в жизни ребенка является особенным, мы остановимся на самых существенных изменениях на которые следует обратить внимание родителям при воспитании детей.

На третьем году жизни у ребенка существенно расширяются потребности, изменяются формы и виды деятельности, в частности увеличивается противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности, желание участвовать в деятельности взрослых и реальными возможностями ребенка. Это противоречие находит решения в сюжетной игре, что появляется на этом этапе жизни ребенка. Под влиянием общения со взрослыми у малыша появляются чувства, связанные с выполнением деятельности (удовлетворение от достигнутого результата, радость от одобрения, огорчение от неудачи). В отличие от детей второго года жизни, они менее импульсивны и более контролируемые: постепенно приучаются делать то, что надо и не делать то, чего нельзя. На этом этапе дети начинают сознательно оценивать действия взрослых, умеют организовывать по собственной инициативе совместную с ними игровую и предметную деятельность. Крайне важно, что у деток третьего года жизни появляется сознательное выявление себя (элементы самосознания) — рождение личности. Этот перелом сознания оказывается в ярко выраженном стремлении к самостоятельности «Я сам». Ребенок требует уважительного отношения к себе и негативно реагирует на чрезмерную опеку со стороны взрослых.

Следовательно, именно этот возраст — хорошее начало для развития самостоятельности ребенка. В этом возрасте пора учить ребенка самостоятельности в попечении собой: одеваться, есть, мыть руки, ходить в туалет, воспроизводить ежедневно повторяющиеся действия на 2-3 шага.

Около 3-х лет дети прекрасно замоминают режимные моменты и их последовательность. Вы можете поиграть в игру «Режим дня в карточках» — дети распознают и могут показывать и называть, какая деятельность по режиму будет следующей. Это также можно использовать для определенного ориентирования ребенка во времени: «Я сейчас пойду по делам, а ты почитаешь сказку с бабушкой, потом ты поешь, полежишь / поспишь / отдохнешь немного и я сразу приду».

Навыки самостоятельности можно развивать и закреплять сюжетными играми: «Кто быстрее», «Повторяй за мной», «А ну-ка вместе», «Одень куклу», «Помоги маме», «Встречаем гостей».

К тому же, в этом возрасте ребенок постепенно приучается к самостоятельной игре, что является важной предпосылкой будущей самостоятельной деятельности. Важно предусмотреть в режиме дня ребенка время, когда он может поиграть самостоятельно и выбрать игрушку по своему усмотрению. Сначала эта игра будет продолжаться несколько минут, постепенно дойдет до 20-25 минут. Самостоятельная игра ребенка влияет на развитие творческого мышления, фантазии, навыков рефлексии. Когда ребенок самостоятельно выбирает игрушку и способ взаимодействия с ней, она подсознательно воспроизводит главные модели поведения и взаимодействия, которые в ее ближайшем окружении, поэтому наблюдение за самостоятельной игрой может помочь родителям в нахождении эффективных способов общения и взаимопонимания с почти трехлетним малышом, который постепенно и настоятельно проявляет свое видение мира и приближается к возрасту сюрпризов «Я сам».

Четвертый год жизни намного сложнее, поскольку на переходе от третьего к четвертому году жизни ребенок переживает так называемую «кризис трех лет», которая обычно проявляется в упрямстве, произволе, внутренней борьбе ребенка между тем, что хочется делать, и желанием соответствовать ожиданиям взрослых. Часто идет проявление негативизма к предложениям взрослого, и сопротивление вызывает не содержание предложения, а сам ее факт. Ребенок требует, чтобы к ней относились, как к партнеру, но в отличие от взрослого, она не может прогнозировать и отвечать за свои поступки. Произвола проявляется в требовании малыша «Я сам». Он действительно хочет все сделать сам, и отказ в этой самостоятельности может привести к тому, что ребенок обречен на зависимость сначала от родителей, а потом от сверстников и окружения. Запрет самостоятельных действий может привести к появлению сомнений малыша в собственных силах и возможностях.

В этом возрасте также важно, чтобы малыш сам доделал начатое дело до конца. Существует тенденция, когда родители в совместной деятельности принимают выполнения сложных элементов на себя, оставляя ребенка легкие моменты. Такой способ взаимодействия может привести к тому, что ребенок привыкнет тяжелое переводить на взрослых и отказываться от выполнения задания, если последнее будет ей казаться сложной.

Кризис трех лет может также проявляться в стремлении к деспотизму (ребенок не хочет отпускать маму, ребенку должны дать все, что она требует). Эти проявления выливаются в истерики, топот ногами, протест, отказ от выполнения обычных дел. К таким проявлениям приводит подавление потребности ребенка действовать самостоятельно. Наиболее остро кризис переживают дети, которые находятся под гиперопекой взрослых или те, кто живет в авторитарных условиях. В этот период психологи советуют давать ребенку возможности проявления самостоятельности, не ссорить ребенка за непредсказуемые проявления самостоятельности малыша и неожиданные их последствия. Лучше пытаться предотвратить их, или вместе исправлять. Нужно четко очертить границы свободы ребенка, не приучать малыша к легким победам и самовосхваления, иначе каждая неудача в будущем станет болезненной трагедией.

На четвертом году ребенок уже способен хорошо овладеть навыками самообслуживания, овладевает навыками культуры поведения, вступает в начальную стадию сюжетно-ролевых игр, в которых проявляет навыки, полученные из опыта общения со взрослыми. В играх дети начинают воспринимать правила и учатся договариваться с другими участниками, вежливо просить нужную вещь, воспринимают естественное и общественное окружение. Поэтому в них можно проигрывать реальные жизненные ситуации (семья, детский сад, больница, на строительстве, магазин) или сюжет мультика. Во время таких игр можно побудить ребенка к выполнению определенных задач, будут восприняты ею, как самостоятельные действия.

Поэтому малыш охотно поддержит игру «Готовим обед», «Найди место», «Наведи порядок», а также с удовольствием будет включаться в игру «Как мама / как папа». Интересен прием, когда родители превращают критические замечания в игру «А ну-ка исправим вместе», или поиграют в кукольный театр или почитать книгу на тему добра и зла, нравственного выбора в отношении той ситуации, когда малыш был неправ. Таким образом мы предлагаем малышу САМОМУ выработать морально-этическую стратегию, отделив конфликтную ситуацию от личности ребенка с помощью выдуманного сюжета.

Малыш на четвертом году жизни требует много внимания и времени, и последствия неправильно отстроенной взаимодействия в этом возрасте трудно недооценить. Ключевыми словами для родителей в этом случае будут «покой», «терпение» и «прогнозирование».

Пятый год — Замечательный возраст, в котором на нас с вами ждут сюрпризы и неожиданности. Самое время для развития латерального мышления. У ребенка начинает работать творческое воображение в сюжетно-ролевой игре, так что, друзья, ловите момент: у вас есть все шансы воспитать криэйтора. К тому же ребенок начинает отслеживать причинно-следственную связь между событиями, которые наблюдает, у нее просыпается нешуточная интерес. Ваш малыш начинает просто забрасывать вас вопросами «КАК?», «Почему?», «ЗАЧЕМ?». Он начинает экспериментировать и пытаться найти ответ самостоятельно. Именно в этом возрасте мой маленький начал интересоваться экспериментами с водой, песком, смешиванием различных веществ. Нам в этом очень пригодиться стали детские мини-лаборатории. Засунуть палочку в розетку идея пришла также в этом возрасте. Хорошо, что деревянную. Поэтому мы снова поскорее закрыли все розетки. От окружения зависит, закрепится у малыша подобная интерес и жажда открытий. Именно в этом возрасте дети исследуют незнакомые предметы знакомого среды и за ними нужно зоркий глаз, чтобы эта среда была безопасной. Ограничения любознательности в этом возрасте приведут к замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

Малыши пятого года жизни без напоминаний приветствуются и благодарят, анализируют поведение других детей, потому что сравнивают ее с эталоном поведения, который видели во взрослом окружении, и способны сделать замечание «так нельзя» другому малышу. Они уже могут выполнять простые трудовые обязанности, как то убрать игрушки, даже сделать это по собственной инициативе, довести дело до конца. Нам нравилось уборка с пылесосом, особенно пугать им кота. Но самоконтролируемого поведение в этом возрасте еще неустойчиво, дети быстро отвлекаются, усиленный самоконтроль у них «включается» в присутствии значимого взрослого. Поэтому «уборка» без моего внимания могло превратиться в сплошной бедлам. Непревзойденные чувства у меня остались от того пирога, который мы пекли вместе. Тесто и муку было везде. Но каким он был вкусным. А как мы угощали отца и бабушку!

В этом возрасте формируется мужской и женский стиль поведения малыша, поэтому будьте внимательны и обращайте на то, какую мужскую и женскую модель поведения они видят в своем окружении. Именно в этом возрасте девочки начинают играть в «дочки-матери», а мальчики в «супергероев», «разбойников» и т.д., то есть тех, с кем у них проходят гендерные ассоциации. Здесь хочу подчеркнуть самостоятельных играх ребенка или группы детей.

В этом возрасте дети уже хорошо усвоили процессы самообслуживания и использования атрибутики: они хорошо знают, что нужно делать с мылом, полотенцем, носовым платком, салфетками, столовыми приборами. Культурно-гигиенические навыки дети переносят даже в сюжетно-ролевую игру, так что могут заботиться о кукле, мишку, или помочь вам и в домашних делах. Сейчас много споров о целесообразности определенных трудовых навыков детей. Конечно, выбирать вам, но я лично в этом последовала японский пример — элементарные трудовые навыки воспитывают самостоятельность, уважение к труду других, развивают самоконтроль, умение доводить дело до конца и многое другое.

В 4-5 летнем возрасте ребенок начинает обращать внимание на свое самочувствие и способна дать обратную связь взрослому. Поэтому, игра «В больницу» теперь насыщенная уже полученным небольшим опытом анализа самочувствие.

В этом возрасте активно развивается инициатива ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Они инициируют творческие игры с правилами и ролями, пристально следят, чтобы все участники правильно выполняли эти роли.

Важным в этом возрасте является развитие речи, поэтому следует побуждать ребенка к рассказам о том, что она делала на прогулке, что видела на рисунке, о чем слушала сказку, интересной для малыша будет игра создать собственную сказку.

Особенно значима положительная оценка взрослого, особенно на удачно выполненную упражнение или задание. Рекомендую завести «Дневник успеха» ребенка и вместе записывать туда, например, 5 хороших дел, поступков, выполненных задач ребенка каждый день, анализируя в игровой форме, что было правильно и хорошо, а что мы вместе еще будем учиться делать. В нем можно дорисовать и дописывать вместе с ребенком то, чем она гордится.

Поэтому, желаем вам вдохновения и удовольствия от совместной деятельности с вашим «почемучек». Этот возраст оставит после себя замечательные воспоминания, которые вы со временем будете перебирать в памяти, как жемчуг, рассказывая внукам, какими были их мамы и папы.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@mo-kids.com.ua
Телефон:+38 067 137 78 78
Соцсети: Facebook | Instagram
Made on
Tilda